Прафеномен


Прафеномен
   категория, которой пользовались И.В. Гете и О. Шпенглер. Последний характеризовал прафеномен как нечто, возникшее из безличной, неупорядоченной стихии докуль- турного хаоса и обладающее некоторой | первоначальной оформленностью. Прафеномен предстает как первоструктура, общая для всех будущих формообразований данного типа, как универсальная проформа, наделенная витальной силой, энергией, волей к будущим самоосуществлениям. Конкретной художественно-эстетической формой, в которой проявляются прафено- мены, выступают так называемые «бродячие сюжеты». Это понятие компаративистского искусствознания указывает на универсальные, странствующие темы-коллизии, присутствующие в различных художественных произведениях разных времен, стран и народов. Оно связано с проблемой культурно-исторических, бессознательно-психических первооснов духовных, художественных форм, а через них с данными исследований антропологов, психологов, социологов. Определенный вклад в развитие этого исследовательского направления внесли отечественные ученые А. Н. Пыпин, В. Ф. Миллер, В. В. Стасов, Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский, А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, В. Я. Пропп. Среди европейских исследователей обращались к проблематике странствующих, инвариантных сюжетов братья Я. Гримм и В. Гримм, Т. Бенфей, Ф. Либрехт, Э. Тейлор, Дж. Фрезер, А. Лэнг, Г Уэзнер, С. Рейнак, В. Манхардтидр. Ими предлагались различные объяснительные модели и аналитические подходы к генезису и природе бродячих сюжетов, связывающие последние с архаическими мифами, древними религиозными верованиями, закономероностями функционирования коллективной психики народов, архетипическими формами психической жизни людей, социокультурными взаимодействиями и заимствованиями и т. д.
   ◘ Лит.: Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М., 1989: Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад - Л., 1979; Нусинов И. М. Вековые образы. - М., 1937: Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанре. - М., 1977; Чудаков А. П. Слово - вещь - мир. - М., 1992; Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. - М. 1998; Якушева Г. В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. - М. 1998; Watt J. Myths of modern individualism: Faust, Don Quixote, Don Juan, Robinson Crusoe. - Cambridge, 1996.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Прафеномен" в других словарях:

  • ЖИЗНЬ —         понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… …   Энциклопедия культурологии

  • ГЁТЕ — (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749 1832) нем. поэт и мыслитель. Его филос. поэтические и научные понятия не просто дополняли, но взаимопроникали друг в друга, что сделало его неповторимой и оригинальной фигурой в истории мировой философии и культуры …   Философская энциклопедия

  • ФЕНОМЕН — (от греч. phainomenon являющееся) филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую… …   Философская энциклопедия

  • ШПЕНГЛЕР — (Spengler) Освальд (1880 1936) нем. философ, теоретик культуры, представитель философии жизни. На труды Ш. непосредственно повлияли идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. «Закат Европы» (1918) основной труд Ш. оказал сильнейшее влияние на… …   Философская энциклопедия

  • Urphanomen —         (нем.) прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого. Термин Гёте, заимствованный Шпенглером. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В …   Философская энциклопедия

  • 1_ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ — Ab ovo (лат.) с самого начала (букв. с яйца). Accidens (лат.) несущественное, случайное, привходящее свойство. Actu; in actu (лат.) актуально, в действии, в действительности. Ad hoc (лат.) для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc. Ad hominem,… …   Философская энциклопедия

  • ШПЕНГЛЕР (SPENGLER) Освальд — (1880 1936) нем. философ и историк. В системе морфологии культуры , разработанной Ш., можно различить влияние некоторых идей A. Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, а также эстетического учения B. Воррингера. В своем главном произведении ЗАКАТ ЕВРОПЫ (Т …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ (цивилизационный подход) — направление в философии истории, рассматривающее историю как сосуществование различных, внутренне целостных типов цивилизации. Каждая такая цивилизация развивается по собственным более или менее уникальным законам, имеет собственные источники… …   Современный философский словарь

  • ПРОБЛЕМА — атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги и Гассета, главным в феномене Жизнь является ее туманный характер, ее существенная… …   Современный философский словарь